diecast43 (diecast43) wrote,
diecast43
diecast43

Category:

Механизация советской деревни: Fordson F 1917 (Universal Hobbies)

"...Если бы мы могли дать завтра 100 тысяч первоклассных тракторов, снабдить их бензином, снабдить их машинистами (вы прекрасно знаете, что пока это — фантазия), то средний крестьянин сказал бы: "Я за коммунию" (т. е. за коммунизм). Но для того, чтобы это сделать, надо сначала победить международную буржуазию, надо заставить ее дать нам эти тракторы, или же надо поднять нашу производительность настолько, чтобы мы сами могли их доставить. Только так будет верно поставлен этот вопрос..."

В.И. Ленин об отношении к среднему крестьянству на VIII съезде РКП(б) 18-23 марта 1919 года

Fordson

Возможность получения кредита на покупку фордовских тракторов предопределила популярность Фордзонов в Советской России. Амторг - организация, представлявшая торговые интересы советского государства в Соединённых Штатах до начала 30-х годов, - в середине 1924 года получил кредит на 2,5 миллиона долларов. Тот факт, что деньги были практически полностью потрачены на закупку Фордовских тракторов, запасных частей и комплектующих, свидетельствует о несомненной помощи Генри Форда в получении этого кредита советским торговым представительством. Объёмы закупок тракторов у Форда выглядели примерно так:
1922 год - 268 шт.;
1923 год - 402 шт.;
1924 год - 3108 шт.;
1925 год - 10515 шт.;
всего до середины 1926 года Форд поставил в Советскую Россию около 20000 тракторов Fordson. Активный конкурент - компания International Harvester за тот же период продала большевикам лишь 2400 тракторов.



Но с середины 1926 года по 1929 год объём поставок Fordson'ов сильно сократился - было закуплено менее 5000 экземпляров. Причин тому было несколько. Это и непримиримость Форда по вопросу поставок техники в кредит, и перенос производства тракторов из Соединённых Штатов в Ирландию. Завод в ирландском Корке не мог удовлетворить спрос на трактора вплоть до 1928-29 годов, образовался дефицит запасных частей - несмотря на приоритет поставок запчастей в Россию и двухсменную работу завода, все заказы Советской России выполнить было невозможно. Амторг, обращаясь непосредственно к Генри Форду, писал о тысячах обездвиженных тракторов в полях России и напоминал об обещаниях бесперебойной поставки запасных частей, несмотря на переезд завода в Ирландию.



И всё это происходило на фоне переговоров о строительстве тракторного завода в СССР. Советская делегация прибыла в Соединённые Штаты в марте 1929 года и контракт на строительство завода был вскоре подписан.  Но не с Фордом. Фирма Альберта Кана, возводившая заводы самого Форда, была выбрана в качестве разработчика проекта, а компания International Harvester выступила техническим консультантам и предоставила документацию на свой трактор. Помимо этого, на фоне перебоев с поставками Фордзонов, International Harvester в конце 1929-го и в первом квартале 1930 годов поставила в Советскую Россию большую часть из 20125 ввезённых тракторов.



Недопоставки запасных частей из-за переезда завода по производству Fordson'ов в Ирландию и - одновременно - готовность International Harvester заполнить образовавшиеся пробелы, сыграли против Генри Форда при выборе подрядчика строительства тракторного завода. Но это была лишь формальная причина: ведь в то же время на заводе "Красный Путиловец" уже вовсю шло производство советской копии тракторов Fordson - сам Форд узнал об этом через несколько лет после начала выпуска, в 1926 году, а на фоне желания поучаствовать в строительстве нового тракторного завода не только не стал предъявлять претензии советской стороне, но и помог консультациями. В здравом смысле большевикам-хозяйственникам не откажешь - зачем платить Форду за документацию и технических специалистов, если худо-бедно его трактор уже давно освоили в массовом производстве? Впрочем, в скором времени с компанией Форда было подписано соглашение о строительстве автомобильных заводов для производства моделей "А" и "АА".



Fordson, вопреки распространённому мнению, не так уж хорошо подходил для использования в российских условиях. Даже по отчётам представителей компании Форда - трактор во многих случаях не мог полноценно выполнять свою роль из-за слишком малого веса. Fordson весил вполовину меньше, чем большинство тракторов конкурирующих компаний того времени, не уступая им в мощности. Трактор страдал склонностью к опрокидыванию - при буксировке тяжёлых грузов или вспашке жёсткой почвы Fordson вставал на дыбы. На одном из испытаний, во время пахоты твёрдой земли, фордовские испытатели были вынуждены посадить на "нос" трактора самого тяжёлого из инженеров, чтобы удержать передок трактора на земле. Несмотря на излишек мощности для такого веса , трактор часто не позволял вспахать почву на требуемую глубину. Ввиду этих недостатков тракторов Форда, во многих регионах более тяжёлый International Harvester был более предпочтителен.



Фордзон привлёк изрядное количество критики в официальной советской прессе - от газеты "Черноморье" до издания "Экономическая жизнь". Советские инженеры критиковали тот факт, что надёжность и прочность пали жертвой во имя низкой стоимости тракторов и их экстремально низкого веса, ставился вопрос об осуждении выбора этих тракторов для нужд советского земледелия. Сложности усугублялись частым отсутствием обученных специалистов как для обслуживания, так и для управления этими машинами, недостатком оборудования и материалов. "Русские условия заставляют работать Фордзоны выше предела своих возможностей - это американцы могут позволить себе роскошь владения дешёвой и хрупкой машиной безо всякого страха перед сложностями её ремонта", - писали советские газеты.



Другой проблемой было топливо. Fordson потреблял бензин, который был весьма дефицитен в Советской России. Даже до Первой мировой войны, когда нефтедобывающая и перерабатывающая промышленность не была ещё развалена, в России отдавали предпочтение технике, работающей на лигроине. Транспортные сложности того времени также не упрощали задачу доставки требуемого количества топлива к тракторным станциям. Да и обслуживание бензиновых двигателей было более сложным в сравнении лигроиновыми.



Советское правительство знало об этих проблемах и в те времена проводились испытания тракторов других производителей, в том числе с двигателями, работающими на лигроине. В то время, как "Красный Путиловец" строил копии Фордзона, завод "Большевик" под Ленинградом изготовил копию 75-сильного американского гусеничного трактора Holt, а Коломенский машиностроительный завод вполне успешно освоил производство копии четырёхцилиндрового International Harvester "Mogul" 12-25 h.p.







Но несмотря на сомнения в пригодности Форзонов, советское правительство закупило огромное количество этих тракторов. А Генри Форд, хотя и не любил большевистский режим, торговал с ним без колебаний. Большевики же, в свою очередь, страстно желая получить фордовские технологии массового производства, некоторое время сохраняли лояльность Форду, несмотря на более выгодные кредитные предложения и условия других производителей. Получив желаемое и уже не так остро нуждаясь в западных продуктах и технологиях, в начале 30-х годов Советская Россия свернула сотрудничество и взяла курс на изоляцию.

Henry Ford: Critical Evaluations in Business and Management
By John Cunningham Wood, Michael C. Wood
ISBN-13: 978-0415248273

Ford in Russia: In Pursuit of the Chimeral Market
By Christine White
Business History 28(4), 1986, 77-104 Резервная копия записи находится здесь: http://diecast43.dreamwidth.org/94133.html
Навигатор по журналу
Tags: ford, universal hobbies, автоистория
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments